Новости

Контакты

Опрос

Новости в деталях

16.10.2018

СЧАСТЬЕ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ

         Осень. Конец сентября. Листопад. Совсем скоро будет День   учителя.

Передо мной газета   «Знамя»  от 19 сентября. Перелистываю страницу и вдруг…    Да вот же они, мои дорогие, мои любимые учителя во главе с молодым директором школы – фотография с туристического слета педагогов в урочище «Веркина рука». Любуюсь и вспоминаю о других коллегах, оставшихся за рамками фото. Это удивительные люди, овладевшие   искусством быть учителем. И очень захотелось рассказать хотя бы об одном из них. Поразмышлять.

         Давно бытует мнение, что от того,  как для ребенка начнется школьная жизнь, встретятся ли ему учителя, которые объяснят, как жить, научат учиться и любить учебу, так и пойдет ученик дальше по школьной дороге. Хороший учитель - это и друг, и наставник, и проводник в мир знаний.

       А   как стать хорошим учителем? Непросто. Важно, чтобы в одном человеке сошлись такие  качества, как природный ум, талантобщения с людьми, интеллигентность, любовь к детям, глубокое знание своего предмета. Но самое главное, чтобы его в школьные годы учили увлеченные своим делом педагоги: умные, порядочные, отзывчивые и строгие.

       Учителя Людмилы Николаевны Панкрашиной  стали ей примером на всю жизнь, поэтому после окончания Алексеевской школы Корочанского района выбор был один – только в педагогический институт. Студенческие годы пролетели быстро, учеба на факультете русского языка и литературы давалась легко, хотя в    материальном плане было очень  трудно – приходилось жить на одну студенческую стипендию, но жизнь научила преодолевать трудности с самого детства. Совсем маленькой девчонкой Людмиле приходилось в колхозе полоть километровые рядки сахарной свеклы – надо помогать родителям, а когда тяжело заболела мама и после  продолжительной болезни скончалась, детство закончилось. На плечи 13-летней девочки  легли все тяготы взрослой жизни: каждый день надо накормить и проводить на работу отца, постирать, убрать в доме. После уроков школе – работа на огороде, уход за животными, ведь без этого в деревне нельзя. Но молодость брала свое: оставалось время и силы на участие в общественной жизни школы (председатель совета дружины, затем комсорг),   общение с подружками, посещение сельского клуба. А самое  главное – постоянное участие в конкурсах чтецов. У Людмилы всегда было трепетное отношение к литературе, читала много книг, но особенно любила поэзию.

       После окончания пединститута Л.Н. Панкрашина (тогда еще Сердюкова) получила направление в неполную среднюю школу села Ушаково Корочанского района. В этой школе обучалось 20 учеников, а в самом большом классе – 6. Молодая учительница, помимо русского языка и литературы, вела  уроки истории и заведовала школьной библиотекой. В своей первой школе Людмила Николаевна проработала недолго, но это были два года счастья. Как же пригодился молодому специалисту опыт общественной работы в школьные годы. Она находилась в постоянном творческом поиске:  составляла сценарии школьных и сельских праздников к 9 мая, 23 февраля, 8 марта, режиссировала, проводила репетиции и была ведущей. Особенно удавались ей праздники в форме телевизионной передачи «От всей души» для жителей села. Радостно и волнительно было видеть благодарные лица людей, а порой,  слезы на глазах, поэтому и здоровались с ней односельчане уважительно, а ведь это уже были 90-е годы, когда отношение к педагогам стало иным, чем в прежние времена. Успела Людмила Николаевна выпустить и свой первый 9-ый класс, в  котором работала классным руководителем. А потом ей стало в маленькой школе тесно, захотелось  работать в большом коллективе, в современной школе.

        В Разуменскую школу №1 Людмила Николаевна поступала дважды – вот так сложилась ее жизнь. Первый раз – в 1990 году. Это была совсем другая школа – с большим количеством учебных кабинетов с  наглядными пособиями, спортивным залом, кабинетами для внеклассной и кружковой работы, огромным стадионом. Педагогический коллектив, дружный и сплоченный, доброжелательно встретил молодого педагога. Ее необыкновенная скромность, педагогический такт, трудолюбие сравнительно быстро позволили завоевать авторитет. С дисциплиной проблем не было – дети всех классов понимали ее с одного взгляда. Однако трудностей в работе оказалось не  счесть,      но огромное желание работать с  детьми вдохновляло. Постоянный поиск нового, интересного, разработка  сценариев уроков, каждый из которых мог стать открытым. Потом, как это бывает в жизни молодой девушки, – любовь, замужество  и переезд  в  другую область по месту жительства мужа.

         Вернулась Людмила Николаевна в Разумное через пять лет  уже с двумя малолетними  детьми – муж умер. Наверное, тогда  только ответственность за детей помогла молодой женщине преодолеть отчаяние и вернуться к жизни. В Разумном все пошло своим чередом. Дети определены в детский сад, и с  работой повезло: в школе была  вакансия учителя-русоведа,  нашлась и съемная квартира. И полетели годы, заполненные работой, которая  занимала  все время, но приносила глубокое  чувство удовлетворения, потому что была творческой и можно было по ученикам видеть положительные результаты.  А это придавало силы, хотелось  работать еще лучше.

       Незаметно  выросли дети, стали подростками, но бытовая неустроенность,  постоянные переезды с одной квартиры на другую, стала отражаться на  здоровье, требовалось  лечение в стационарах. Детей на время лечения приходилось поручать подруге.

      Говорят, что в современной жизни чудес не бывает. Но, оказывается, они есть. Администрация школы, учитывая сложные обстоятельства в жизни учителя,  обратилась к губернатору  области, и через полгода в возрасте 45 лет Людмила Николаевна получила просторную, светлую, благоустроенную квартиру в таунхаусе. Это было 6 лет назад. Можно сказать, с этого момента и пошла белая полоса в ее жизни. Старший сын Сергей радовал успехами в истории: трижды участвовал в финале Всероссийской олимпиады школьников, завоевал  золотую и серебряную медали, получил гранты Президента России и  Губернатора Белгородской области. В школьные годы ему повезло, он  учился у увлеченного своим предметом молодого учителя истории Семенякиной Л.А. Сейчас она- директор школы. В настоящее время Сергей  учится в магистратуре МГУ, поступил без экзаменов благодаря победе в универсиаде «Ломоносов» по истории, получает стипендию. Дочь Анастасия учится в ВУЗе заочно и работает.

Людмила Николаевна – учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник образования Российской Федерации.  Эти высокие звания подтверждает своими результатами. Ее ученики побеждают в муниципальных конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе. Четыре года подряд являются победителями и призерами региональных олимпиад, а Заводнова Мария участвовала в финале Всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку в Смоленске. Любовь к поэзии передала своим ученикам: многие из них сочиняют стихи, участвуют и побеждают в конкурсах чтецов. Ее бывший  ученик, студент военно-космической академии города Санкт-Петербурга, Глебов Александр неоднократно был победителем муниципальных конкурсов чтецов и  несколько раз – призером регионального конкурса «Живая классика». Ученики добиваются высоких результатов в сдаче  государственной итоговой аттестации в 9,  11 классах и показывают  средний балл выше областного.Людмила Николаевна – постоянный член жюри муниципальных олимпиад, конкурсов, эксперт ОГЭ.

               Так как же определить,  состоялся ли педагог в своей профессии, стал ли хорошим Учителем? Мне кажется, это сделать очень просто.Если выпускники  прошлых летне  забывают дорогу в школу, навещают своего учителя и в праздники, и в будни, еслиу них возникает желание пообщаться и если они выбирают профессию своего любимого педагога, значит, да, он – Учитель.

             Очень часто в кабинете у Людмилы Николаевны во второй половине дня бывают гости – бывшие ученики. Как бы ни занята она была, всегда выслушает, поговорит, если нужен совет – посоветует. Особенно не забывают ее выпускники 2016 года,  с ними она была с пятого класса. В совместных делах воспитывались ценные  качества: иметь собственное мнение и не бояться высказывать его, быть принципиальными, самостоятельными. Они делали свою школьную жизнь интересной: постоянно готовились к праздникам, сами сочиняли сценарии. Первый новогодний утренник подготовили и отрепетировали  вместе с Людмилой Николаевной, а  председатель родительского комитета, мать троих мальчиков, Гринева Оксана Николаевна придумала и провела с детьми  очень веселые и оригинальные конкурсы. Последующие праздники стали  проводить самостоятельно,  классного  руководителя приглашали в качестве зрителя, а порой и участника. Их можно было увидеть везде: в  агитбригаде, команде КВН, в интеллектуальных конкурсах, дискуссионных клубах. Особенно интересными были праздники 23 февраля и 8 Марта в   выпускном 11 классе. Ребята проявили  весь свой талант и опыт для  подготовки праздника  девочек – в форме награждения премиями по  номинациям. Классному руководителю была вручена премия в номинации «Мудрейшая». Это и была оценка педагогического труда учителя учениками.

              А учителем русского языка и литературы будет Заводнова Мария. Сейчас она учится на историко-филологическом факультете БелГУ по профилю «русский язык и литература». Мария приняла решение о своей будущей профессии в 8 классе и целенаправленно шла к своей мечте: побеждала в муниципальных и региональных олимпиадах, стала победителем Всероссийской  Толстовской олимпиады по литературе.

             Сейчас у Панкрашиной Людмилы  Николаевны 6-й класс. Счастливые дети                

                                                                                    В. М. Уварова